Методические рекомендации по применению курса «Открытая Физика»

НазадВперёд Интернет – учителю физики
Дистанционные уроки

Пока в Интернете размещено очень мало примеров дистанционных уроков, тем не менее этом раздел телекоммуникационных технологий обучения физике интенсивно разрабатывается.
Дистанционный урок – урок с использованием учебного материала либо полностью размещенного в Интернете в виде специальных тематических web-страниц, при этом учащиеся полностью удалены от учебных ресурсов и дистанционного учителя, либо очный урок с использованием удаленных ресурсов Интернет, при этом учитель и учащиеся находятся в одном классе.

В настоящее время существует три типа дистанционных уроков.

Первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель (локальный координатор), и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете. Примером такого урока является дистанционный урок «Молекулярная физика. 10 класс» Львовского М.Б., во время которого учащиеся могли не только ознакомиться с теорией, но и решать задачи. В уроке удобная система подсказок, задачи размещены по возрастающей сложности.

Второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены. Пример такого дистанционного урока – выполнение лабораторной работы «Солнечная активность» Гомулиной Н.Н. К этому же типу уроков относится дистанционный урок «Основные положения молекулярно-кинетической теории» Лотош Л.А.

Третий тип дистанционных уроков разработан Кривченко И.В. Это размещение учебной информации на учебном сайте и учебная игра в Сети. При этом учащиеся могут по-настоящему играть с «Проверялкиным» – специальным учебным конструктором, размещенным в Интернете. Уроки по физике для учащихся 7 класса станут просто незабываемыми и очень наглядными, если учащийся будет отвечать на вопросы «Проверялкина»!

«Организация дистанционного обучения для школьников не нацелена на массовое обучение, на замену традиционного обучения. Его область применения: дополнительное образование; экстернат; базовое образование только для той категории учащихся, которые не имеют возможность (по тем или иным причинам) посещать дневную школу.

Наибольшую роль в интенсивном распространении дистанционных уроков по разным предметам играет конкурс «Дистанционный учитель года», проводимый Российской академией образования, Институтом общего среднего образования РАО и Центром дистанционного образования «Эйдос».

Для разработки элементов плана-конспекта дистанционного урока на конкурсе рекомендуется следовать следующему плану:

  • Тема занятия, учебный предмет.
  • Тип занятия.
  • Девиз, цитата и т.п.
  • Цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности).
  • Предполагаемый состав учащихся – класс (возраст), количество.
  • Проблема занятия или главный вопрос.
  • Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися.
  • Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить или осваивать на данном занятии.
  • Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
  • Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для учащихся) – примерные вопросы, необычные сведения, творческие задания и др.
  • Перечень видов деятельности дистантных учащихся на протяжении дистанционного занятия.
  • Перечень видов деятельности самого дистаниного педагога и других возможных участников занятия.
  • Перечень материалов или сами материалы, необходимые для занятия (ссылки на web-сайты, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др.)

Пример дистанционный урока с использованием учебного материала, полностью размещенного в Интернете в виде специальных тематических web-страниц, является дистанционный урок по физике «Электризация» для 8 класса, разработанный Кривченко И.В. Урок посвящен рассмотрению вопросов электризации тел, свойств наэлектризованных тел, имеются тесты для контроля усвоения темы. Урок сопровождается иллюстрациями опытов, исторической справкой происхождения слов «электрон», «электричество», «наэлектризованные тела».


Опыты по электризации струи воды таких простых действий палочки
приобретут совершенно новое свойство


Опыты по электризации кусочков бумаги

Данный урок также содержит простейшую анимацию по электризации с использованием электроскопов.

Дистанционный урок на тему «Кристаллы», разработан П.Колосовым и рассчитан на углубленное изучение этой темы. В дистанционном уроке имеются интересные иллюстрации.
Контрольные вопросы к уроку:

  1. Что такое кристаллы?
  2. Почему хром более жесткий и хрупкий, чем золото?
  3. Что такое плотная упаковка шаров, чем КПУ отличается от ГПУ?
  4. Как вырастить кристалл у себя дома?
Дополнительные вопросы и задания:
  1. Где и когда наблюдали самые большие снежинки?
  2. Где и когда был самый большой снегопад?
  3. Где и когда была зафиксирована самая низкая температура?
  4. Можно ли использовать лягушку в качестве барометра?
  5. Кто и где всю свою жизнь посвятил фотографированию снежинок?
  6. Как сфотографировать снежинку?
  7. Почему снежинки имеют шестиугольную форму?
  8. Почему люди изучают снег и снежинки?
  9. Какого цвета снежинки в электронном микроскопе?
  10. Сравните фотографии снежинок, снятые в обычном и электронном микроскопах, опишите преимущества электронной микроскопии?
  11. Зачем ученым, занимающимся сельским хозяйством изучать структуру и свойства снега и снежинок?

Примером дистанционных уроков, полностью размешенных в Сети, является цикл из 7 уроков по молекулярно-кинетической теории по разделу «Молекулярная физика» для 10 класса старшей школы, разработанный учителем физики и информатики школы № 1126 г.Москвы Львовским М.Б. Дистанционные уроки имеют задачи с указаниями к решениям, задачи повышенной сложности, цветные иллюстрации, поясняющие гипертекст, таблицы и схемы.

  

Дистанционные уроки предназначены для учащихся 10-х классов средних общеобразовательных школ, имеющих доступ к Интернет, данный цикл уроков могут также использовать абитуриенты и слушатели подготовительных курсов ВУЗов. В цикле приведен список литературы, CD-ROM по физике, список Web-ресурсов по физике и ссылки на сайты дистанционного образования, имеются задачи повышенной трудности для тех, кто хочет лучше понять физику. Для обратной связи с автором цикла уроков можно использовать Гостевую книгу, форум, E-mail и ICQ.

М.Б.Львовский регулярно размещает в Интернете все новые учебные материалы для учителей физики. Для уроков физики по электромагнитным колебаниям могут быть полезны материалы и анимациями.

Для уроков по механике – таблицы по равноускоренному движению и силе трения с анимациями. Данный методический материал рекомендуется включать в собственные разработки планов уроков с использованием информационных средств обучения на уроках физики.

Дистанционный урок по физике для 9 классов на тему «Ускорение тел. Равноускоренное движение тел», разработанный учителем московской школы-лаборатории № 363 Авдеевой А.В.

Веб-библиотека разместила дистанционные уроки по физике для 7 класса по темам: «Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы». Приводятся также задания для учащихся, задачи самостоятельной работы с решениями. Уроки по физике в 8 классе размещены по адресу и содержат методические разработки тем: «Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия», «Тепловые двигатели», «Электрические явления. Строение атома», «Электрический ток. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи», «Некоторые виды соединения проводников», «Электромагнитные явления», «Законы распространения света».

Рекомендуем посмотреть электронный ресурс урока «Тепловые двигатели», структура урока построена интересно с точки зрения подачи учебного материала – на основе фотографий экспонатов из музея науки техники в Лондоне. Приводятся редкие фотографии пароатмосферной машины Ньюкомена, паровой котел машины Ньюкомена, модель паровой машины Уатта и другие фотографии.

Дистанционные уроки содержат необходимые иллюстрации. Так в уроке «Сила тока. Измерение силы тока», размещенный по адресу вопросы «От чего зависит температура накала нити лампы?», «От чего зависит величина теплового действия тока?» иллюстрируются рисунком.


Одна из этих двух ламп излучает гораздо больше света, чем другая,
хотя подключены они были к одному и тому же источнику тока.

Уроки физики в 9 классе по механике с заданиями, задачами, формулами и диктантами по физике размещены по адресу .

Пример интегрированного урока по физике и экологии является дистанционный урок Куликовой И.А. «Самое важное вещество для жизни». В этом электронном ресурсе имеются методические рекомендации по проведению интегрированного урока с использованием CD-ROM «Энциклопедия КМ», вопросы и задания учащимся.

Второй тип дистанционных уроков, в том числе по физике, с использованием ресурсов Интернет, опубликован в книге «Золотая рыбка в «СЕТИ». Интернет-технологии в средней школе (практическое руководство)». Дистанционный урок «Основные положения молекулярно-кинетической теории» разработан Лотош Л.А., учителем физики шк. № 65 г.Москвы и размещен в «Открытом Колледже». В уроке предлагается использование телекоммуникационных технологий и просмотр анимаций и учебных видеороликов по термодинамике непосредственно из Интернета. Урок предполагает on-line режим работы в Интернете, когда предполагается непосредственное подключение к Сети по модему или выделенной линии, при этом рекомендуется на странице и посмотреть анимацию о длине свободного пробега и кинофильм.

 

НазадВперёд
К содержанию